Для многих людей математика нуднейшая вещь. Она сложная, требует много терпения и знаний. С ней надо не грызть, а сразу глотать этот самый гранит науки. От того она интереснее не становится. Мир цифр, подсчетов, осей и матриц становится для многих недоступным. А математика может быть многогранной. А что если эту самую математику нарисовать? С одной стороны глупо и абстрактно. Но искусство изначально самая натуральная абстракция.
Таким искусством занимается такой жанр как имп-арт. Сам имп-арт нацелен на изображение "невозможных" фигур. Это самостоятельное направление от оп-арта (оптическое искусство) - художественное течение ХХ столетия, которое использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. И одним из самых ярких представителей имп-арта является Мауриц Корнелис Эшер.
Мауриц Корнелис Эшер - нидерладский художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Эшер сказал как-то одну интересную вещь: "Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам". Сложно сказать, правда это или нет. Но в тоже время его работы представлялись перед математиками, а в основу его работ ложились разнообразные математические явления.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю. Это как в случае с математикой. Все знают, что это наука, но никто не понимает и особой популярностью у рядового, к примеру, ученика не пользуется. Действительно, чтобы понять графику "голландца" нужно очень хорошо подумать. Для многих это покажется одичавшей психоделикой. Но не стоит путать эту самую психоделику с оптической иллюзией, в данном контексте, математической.
В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.
Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).
Таким искусством занимается такой жанр как имп-арт. Сам имп-арт нацелен на изображение "невозможных" фигур. Это самостоятельное направление от оп-арта (оптическое искусство) - художественное течение ХХ столетия, которое использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. И одним из самых ярких представителей имп-арта является Мауриц Корнелис Эшер.
Мауриц Корнелис Эшер - нидерладский художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Эшер сказал как-то одну интересную вещь: "Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам". Сложно сказать, правда это или нет. Но в тоже время его работы представлялись перед математиками, а в основу его работ ложились разнообразные математические явления.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю. Это как в случае с математикой. Все знают, что это наука, но никто не понимает и особой популярностью у рядового, к примеру, ученика не пользуется. Действительно, чтобы понять графику "голландца" нужно очень хорошо подумать. Для многих это покажется одичавшей психоделикой. Но не стоит путать эту самую психоделику с оптической иллюзией, в данном контексте, математической.
В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.
Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).
Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.
Многогранники в работах Эшера играют роль как основной фигуры, так и вспомогательных элементов. В работах «Порядок и хаос» и «Звёзды» художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур: в первой из упомянутых работ в символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а во второй в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона.
"Звезды"
"Порядок и хаос"
«Игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в одой из них на этаж меньше, чем в соседней. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь».
Наиболее полное исследование этого вопроса в творчестве художника освещено в книге Дугласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», выпущенной в 1980 году и награждённой Пулитцеровской премией. Наиболее очевидна тема самовоспроизведения в литографии «Рисующие руки»: хорошо прорисованы кисти рук, выходящие из ещё лишь набросанных манжетов; каждая из кистей рук рисует манжет соседней руки. Возникает «странная петля», в которой уровни рисующего и рисуемого взаимно замыкаются друг на друге.
Я буквально немного прошлась по творчеству этого человека. Очень хотелось бы, чтоб вы сами начали просматривать его работы и вникать. Честно говоря, я лучше буду смотреть на математику, нежели изучать ее. Но шутки шутками, а Эшер уникальный в своем роде график. Даже в своих взглядах на жизнь. Напоследок, несколько цитат, сказанных Эшером:
- Вещи, которые я хочу выразить, настолько красивы и чисты.
- Вы действительно уверены, что пол не может также быть потолком?
- Так давайте попробуйте подняться на гору, не наступая на то, что ниже нас, но и вывести нас на то, что над нами, с моей стороны на звезды; аминь.
- Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам.
- Я играю в утомительную игру.
- Я не использую наркотики, мои мечты пугают достаточно.
- Я хожу в тайне. Каждый раз, молодежь говорит: вы делаете оп-арт тоже. Я не знаю что это такое, оп-арт. Эта работа, которую я делал в течение прошлых тридцати лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий